Как выбрать LiFePO4 тяговый аккумулятор и не попасться на уловки продавцов

Или как сборщики удешевляют АКБ и обманывают невнимательных покупателей
Если Вы хотите выбрать тяговый аккумулятор один раз и надолго — читайте внимательно. Ниже мы собрали примеры уловок, которыми "грешат" даже известные продавцы. Поверьте, дьявол кроется в деталях.

1. Читаете описание? Прочитайте ещё раз!

На фото Вам могут показать "премиум-сборку" LIFEPO4: красивая Smart BMS с активным балансиром, хорошим кулонометром и др.... А внутри — дешманская БМС JBD и китайский показометр.

⚠️ Научитесь видеть подвох. Фото — это маркетинг, а не честность. Сравнивайте описание, технические характеристики и задавайте вопросы.

2. Цена — с зарядкой или без?

Обращайте внимание на цену LIFEPO4 с учётом зарядного устройства.
Некоторые продавцы хитро занижают стоимость АКБ в объявлении, продавая зарядку отдельно, но уже по цене в два раза выше рыночной.

Всё как в автосалоне: машину якобы отдают "со скидкой", а потом навешивают допы втридорога.

👉 Факт: LIFEPO4 можно заряжать далеко не всеми зарядными устройствами и Вы в 90% случаев купите зарядное у продавца по завышенной цене и еще с непонятными характеристиками. Выдает ли это зарядное реально тот ток, который заявлен?

*Любимая уловка китайских производителей зарядных устройств, которые наводнили наш рынок: в названии указать цифру якобы тока, например, “PJV-10A”, а мелким шрифтом указать, что ток от 3 до 6 Ампер.

3. JBD — это не «смарт» БМС мечты.

Примерно 80% продавцов указывают, что установлена БМС JBD (Smart БМС - середнячок, с достаточным количеством багов в ПО, таких как, сброс показаний емкости, зачастую невозможность подключения к БМС при включенной нагрузке, невозможность качественно настроить все пороги срабатывания защит и тд. (этой теме посвящена ветка на форуме: начиная отсюда -https://www.rusfishing.ru/forum/threads/akkumuljatory-i-zarjadki-k-nim.9070/post-21678758 и 10 страниц вперед) и часть из продавцов умудряются указать, что внутри активный балансир, хотя установлена БМС JBD.

А теперь внимание: JBD НЕ выпускает платы с активным балансиром. Только пассивный. Всё. Конец. Кто пишет обратное — просто врёт (если не установлен ОТДЕЛЬНЫЙ активный балансир, который необходимо выключать с кнопки, чтобы Ваш АКБ не умер за время зимнего хранения) и это повод задуматься о его квалификации.

📷 Вот так выглядит BMS JBD DP04S007 (см. фото ниже) — запомните. Это "лучшее из худшего". И как правило на маркетплейсах она продается БЕЗ проводов для кнопки отключения сборки.

4. Отдельные активные балансиры — ещё один сюрприз.

Да, активный баланс — это хорошо. Но если его неверно смонтировать, то будут большие проблемы через N количество лет (а может и сразу):
  • Отсутствие кнопки отключения приведет к саморазряду (можно убить АКБ за время хранения зимой) и разбегу в показаниях ёмкости в 10-30%, в зависимости от срока хранения.
  • Усложняет конструкцию, добавляет лишние точки отказа.
  • Если балансир дешевый NO-name - то он может убить сборку менее чем за месяц, загнав одну или несколько ячеек ниже допустимого порога, так как балансир подключается в обход платы защиты BMS.
Как видите, в неумелых руках "кулибина" активный балансир превращается не в решение, а в проблему. Особенно при неопытном подключении дилетантом-сборщиком.

5. "Стартовая АКБ" — маркетинг и ничего больше.

«Пусковой ток 400А!» — гордо заявляют продавцы и производители LIFEPO4.
А в ячейках стоят LF105, у которых заводской лимит по пику — 3*емкость, то есть максимум 300А.
Что чаще всего делают продавцы - ставят плату на 1500 руб. дороже, чем обычная и продают сборку на 6000–8000 руб. дороже с громким названием “СТАРТОВАЯ”.

Самые нерадивые продавцы просто на 100 амперных платах завышают программно пороги срабатывания защит.

❗ Какой срок службы ячеек при таких токах? Непонятно. А риски — реальные.
Мифы про стартовый АКБ подробнее читайте в нашей статье - https://bestaccum.ru/blog/starterniy-akkumulyator-lifepo4-ili-svintsoviy

6. Ток заряда — не гонитесь за цифрами.

Ток заряда АКБ прописан в документации завода-производителя ячеек и ограничен: 0,5*емкость, т.е. по паспорту EVE LF105 можно заряжать максимум 50А. Мы рекомендуем заряжать до 40А, чтобы избежать нагрева и преждевременной деградации элементов. Бывают специальные высокотоковые ячейки, но живут они меньше - не поленитесь, найдите/запросите у продавца Datasheet с ЗАВОДА!!!

Несмотря на рекомендации завода, некоторые продавцы пишут: «поддерживает 100А зарядку!»

Это уже не амбиции, а халатность!

7. LF100 вместо LF105 — незаметная подмена.

К нам порой приходят клиенты и спрашивают, почему мы не используем ячейки 100ач, ведь они же дешевле, а разница в ёмкости незначительна? На отечественном рынке порой можно встретить, что сборщики тяговых аккумуляторов заменяют LF105 на LF100. Рабочие токи у LF100 ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже, чем у LF105. По документам от производителя длительный ток LF100 - 20 Ампер.
Кто-то оперирует максимальными/пиковыми/КРАТКОВРЕМЕННЫМИ токами - но это тоже манипуляция: сколько проработает Ваш АКБ при использовании его на пиковых токах? Всегда ли Вы "ездите на машине с МАКСИМАЛЬНЫМИ оборотами или всё же переключаете передачи вовремя?"

Даже на лодочных моторах токи легко доходят до 30 А и выше — думаю, Вы и сами понимаете, почему мы не используем дешёвые ячейки и не гонимся за минимальной ценой?

Нам важна надёжность и долгий срок службы наших аккумуляторов, а не просто продать, заработать и забыть о Вас.

8. Показометры вместо кулонометров — лотерея, в которой Вы всегда проиграете!

Наши отечественные сборщики стали редко применять эту уловку, но всё же встречается (на китайских сборках ТОЛЬКО такие показометры): использование показометра вместо кулонометра или индикатора от БМС. Точность показометра +-30%.
Примерно так он выглядит, и обходите его стороной!!
Высока вероятность, что он подведёт Вас в самый неподходящий момент, когда Вы будете рассчитывать на АКБ: при показании 30% оставшейся емкости такой АКБ может разрядиться через 10 минут и домой вы погребёте на веслах.

А вот кулонометр — другое дело: качественный, надёжный и ТОЧНО показывает, сколько у Вас осталось заряда.

9. Напряжение ≠ ёмкость. Забудьте привычки свинцовых аккумуляторов.

Индикация на электромоторах (черточки-полосочки), вольтметры (в т.ч. как на показометрах выше) и прочее измеряют уровень заряда по напряжению.
Но у LiFePO4 напряжение почти не меняется от 90% до 15%. Так что Вы смотрите на экран и видите 30%, а через 5 минут — БАЦ — и АКБ разряжен в ноль.

10. Кнопка отключения — желательна!

Почему это важно? Для снижения саморазряда в период хранения (за зиму можно потерять 30-50% емкости, не увидев этого на кулонометре или в SMART BMS) и в качестве меры безопасности эксплуатации тягового аккумулятора LIFEPO4.
Пример из жизни: АКБ БЕЗ защитных колпачков на силовых клеммах лежит в багажнике автомобиля. И к АКБ в багажнике в процессе транспортировки подкатился туристический железный газовый баллон. В результате - пожар!

Машина хорошенько поджарилась, но восстановлена. Водитель — жив, но выглядит как персонаж из фильма “Т-34”:

11. Что ещё может быть не так внутри:

  • Контакты, не выдерживающие более 50А (сплошь и рядом в китайских сборках).
  • Тонкие провода (сплошь и рядом в китайских сборках) или дешевые перемычки (например из простого алюминия, который подвержен коррозии, сколько они проживут в условиях эксплуатации на воде?).
  • Нет предохранителей на цепях розеток на 12В (прикуривателей), USB и других.
  • Повсеместно встречается пайка- она проще в монтаже, однако окисляется быстро, окисление вызывает повышенное сопротивление и далее куча последствий вплоть до пожара, если это силовая цепь.
  • Отсутствие изолятора между ячейками.
  • Нет гроверов и шайб — всё со временем разбалтывается, контакты начинаю греться - пластиковый, чемодан плавится.
  • Крепёж на винтах, а не шпильках — недостаточная прижимная сила, повышенное сопротивление, малые максимальные токи, нагревы контактов при малых токах.
  • "Укатывание" ячеек в термоусадку: процесс такой сборки проще и, как правило, там отсутствует межбаночный изолятор, под пленкой скапливается влага, которая оттуда не выходит и ячейки корродируют быстрее.

12. Использование НЕ Smart БМС.

Наши доводы, почему мы не рекомендуем покупать АКБ НЕ Smart БМС:
  • Нижний порог отключения, как правило — 2.2–2.3В, что не в лучшую сторону скажется на сроке жизни тяговой батареи LIFEPO4. Нормальное напряжение отключения 2,5-2,7В.
  • Настроить датчики температуры и пороги перегрева нельзя. Это может привести к разрушению выходных разъемов, ячеек или замыканию и тд (в слаботоковых сборках до 100А мы используем 2 датчика на каждую выходную клемму (почему не на ячейки - потому что при токах лодочных моторов ячейки не греются, а в 100% случаев сбоев- это перегрев клемм, например, из-за слабых разъемов от мотора), как правило, на многих других, распространенных БМС (например JBD) только 1 датчик).
  • Нет обратной связи — не узнаете, почему АКБ отказал и в полевых условиях не сможете устранить причины на месте. В Smart BMS всегда можно посмотреть ошибки и принять меры или, хотя бы по телефону с продавцом наладить работу АКБ.

13. Корпуса и крепёж — не ерунда.

  • Дешёвые кейсы с одинарной защёлкой могут самопроизвольно открываться, а также лопаться на морозе или от небольшого давления на корпус.
  • Винты под крестовую отвёртку для внутренних соединений. Отечественные сборщики редко такой колхоз применяют, но тем не менее встречается в 30% сборок, которые мы анализируем у конкурентов. Данный тип соединения нельзя применять так как сила прижатия недостаточна и место крепежа может греться.
  • Для ячеек - только шпилька + шайба + гровер + гайка — надёжно и по уму!

14. Лазерная сварка — красиво, но про ремонт забудьте!

Лазерная сварка ячеек упрощает сборку но делает практически неремонтопригодной: если ячейку нужно заменить — надо резать, зачищать и, по сути, пересобирать с нуля.

Как правило - проще/дешевле купить новый АКБ.

15. Внутреннее сопротивление и QR коды ячеек тоже врут!

Нет смысла проверять QR коды ячеек: китайцы научились менять QR коды не только для одежды, но и для ячеек LIFEPO4. Не сомневайтесь, даже на Б/У ячейках QR коды будут стоять текущего года и внутреннее сопротивление будет в рамках допустимых заводом значений (как они это делают - это фокус/секрет, о котором мы не знаем).
Единственный способ понять, что перед Вами заводские ячейки - это измерить их ёмкость: она должна быть больше номинала, например, для самых распространённых ячеек EVE LF105 - ёмкость может составлять 111-112ач, в зависимости от технологии измерений.

Вывод:

Всё, что выше — это уловки, с помощью которых экономят сборщики.
Важно, что большинство нюансов из тех, что мы описали выше - скажутся на вашем АКБ уже ПОСЛЕ гарантийного срока!!!
А платите потом Вы — деньгами, нервами, временем, испорченной рыбалкой или, не дай Бог, на войне в полевых условиях рискуя жизнью.

⚠️ Если не хотите менять аккумулятор каждые 2–3 года после окончания гарантии (когда Вы уже успели оставить продавцу "пять звёздочек" в отзыве) —  проверяйте, думайте и спрашивайте подробно о внутренней начинке.
Заказать аккумулятор Lifepo4
Подобрать литий-железо-фосфатные аккумуляторы различной емкости

LIFePO4 аккумуляторы