LiFePo4 (литий-железо-фосфатные) считаются лучшим выбором благодаря их долговечности (большое количество циклов работы), морозостойкости и эффективности (практически на всем интервале работы выдают стабильное напряжение). Но как выбрать подходящий аккумулятор, чтобы он соответствовал вашим потребностям и прослужил долго? Давайте разберемся!
Электроякорь и рундук: выбирайте аккумулятор со SMART БМС
Что такое БМС - это “плата-мозги” всей вашей сборки и от неё зависит долговечность вашего АКБ. БМС отвечает за заряд/разряд, балансировку аккумулятора и различные защиты (от перегрева, КЗ и др). БМС должны находиться в каждой сборке и к её выбору нужно подходить очень ответственно (так же как и к выбору ячеек, из которых состоит сборка), т.к. продавцы как правило ставят самые дешевые платы, типа JBD. Если у вас установлен электроякорь, и аккумулятор будет находиться в рундуке лодки (это место, куда часто убирают оборудование для защиты от воды и грязи), то для вашего удобства стоит выбрать аккумулятор с системой SMART БМС. Что это такое?
SMART БМС — это "умная" система управления батареей, которая позволяет отслеживать состояние аккумулятора с помощью мобильного приложения на телефоне. Вы сможете в режиме реального времени проверять уровень заряда, ток, потреблямый мотором в текущий момент, температуру и напряжение аккумулятора, не доставая его из рундука. Это очень удобно, особенно если аккумулятор скрыт от глаз. Вам не придется каждый раз разбирать рундук, чтобы узнать, сколько осталось заряда — всё будет под контролем через телефон.
Потребители с высоким током: аккумулятор без кулометра
Если ваше оборудование (например, электромотор, водяной насос или различные нагреватели: кофеварки, кипятильники и др.) потребляет много энергии и требует постоянного тока более 50 ампер, вам стоит выбрать аккумулятор без кулометра. Кулометр — это индикатор, который показывает ТОЧНЫЙ остаток заряда на специальном дисплее. Кулометр с шунтом - это единственное устройство, которое показывает ТОЧНЫЙ остаток заряда, даже SMART BMS и дисплеи, которые подключаются к BMS (зачастую их тоже называют кулометрами) не дают такой точности, как кулометр с шунтом. Однако минусом такой точности является нагрев шунта при токах более 50 ампер. Но риск этого минимален, так как большинство лодочных моторов тяговых потребляют до 40А, а если это электроякорь - итого меньше.
Поэтому, если у вас мощный электромотор или другое энергоемкое оборудование, лучше выбрать аккумулятор без кулометра. Это обеспечит стабильную работу аккумулятора под нагрузкой, и вы не столкнетесь с перегревом внутри чемодана.
Остаток заряда: удобно контролировать с кулометром
Еще раз отметим, что кулометр - это ЕДИНСТВЕННОЕ устройство, которое может точно подсчитать оставшуюся ёмкость. Кулометр очень удобен, если ваше оборудование потребляет умеренное количество энергии и вы не используете мотор, который "съедает" слишком много тока. Как правило рыбаки не любят пользоваться телефоном в процессе рыбной ловли и кулометр позволяет постоянно контролировать остаточную емкость аккумулятора не доставая телефон из кармана. С кулометром удобно использовать АКБ на лодках ПВХ, когда у вас тяговый мотор и АКБ находятся рядом для удобства контроля оставшейся емкости и текущего тока потребителя.
Поскольку кулометр - это точное оборудование - то при правильной настройке и калибровке он не даст вам остаться на середине реки с севшим аккумулятором
Активный балансир значительно продлит жизнь вашего аккумулятора и позволит подзарядать его от от генераторов лодки и автомобиля
Активный балансир — это полезное устройство, которое следит за тем, чтобы все ячейки аккумулятора заряжались равномерно. Он особенно важен, если вашему аккумулятору уже больше 3 лет. С возрастом ячейки аккумулятора могут заряжаться/разряжаться неравномерно, и балансир помогает поддерживать их в рабочем состоянии, что позволит вам сохранить изначальную емкость всей сборки.
Кроме того, активный балансир необходим, если вы планируете заряжать аккумулятор от генератора лодки, автомобиля или других зарядных устройств, которые работают с напряжением ниже 14,6 В. Генераторы часто не могут "дотянуть" до необходимого напряжения для полной зарядки аккумулятора, и активный балансир решает эту проблему, обеспечивая равномерное распределение заряда по всем ячейкам. Тем не менее это не означает что при низком напряжении активный балансир даст возможность зарядиться АКБ полностью - все зависит от вашего генератора и выходного напряжения.
Выбор правильного аккумулятора LiFePo4 для вашей лодки зависит от ваших конкретных потребностей. Если у вас есть электроякорь и аккумулятор находится в рундуке, лучше выбрать модель со SMART БМС, чтобы следить за состоянием через телефон. Для оборудования с высоким энергопотреблением (более 50А или более 600Вт) выбирайте аккумулятор без кулометра, а в остальных случаях кулометр поможет вам легко контролировать остаток заряда. Если аккумулятор уже старше 3 лет или вы планируете заряжать его от генератора, обязательно обратите внимание на наличие активного балансира внутри сборки или интегрированный в BMS.
С правильным выбором аккумулятора ваша рыбалка станет более комфортной и продуктивной, а оборудование будет работать дольше и надежнее.